Адвокат, юридичні послуги в м. Київ :: Юридические статьи :: Лицензия по умолчанию. Применение принципа молчаливого согласия на практике |
Лицензия по умолчанию. Применение принципа молчаливого согласия на практике
В начале нынешнего года Кабинет Министров Украины порадовал предпринимателей рядом нормативно-правовых актов, нацеленных на улучшение работы украинского бизнеса. В частности, акты о порядке сокращения в два раза контролирующих органов, сокращения в два раза видов лицензирования и о закреплении упрощенной системы налогообложения.
Как особо интересное следует отметить постановление КМУ «Некоторые принципы применения молчаливого согласия» от 27.01.2010 (вступает в действие 05.02.2010), предусматривающее автоматическое получение всех разрешений по истечении определенного срока в случае, если нет реакции разрешительных органов.
Упомянутым постановлением устанавливается, что, в случае непредоставления в определенный законом срок субъекту хозяйственной деятельности документа разрешительного характера либо же решения об отказе в его выдаче, субъект хозяйственной деятельности имеет право совершать определенные действия относительно осуществления хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности без получения документа разрешительного характера через десять рабочих дней со дня окончания срока, установленного для выдачи документа разрешительного характера или принятия решения об отказе в его выдаче, на основании копии описи принятых документов с отметкой о дате их принятия.
Следует отметить, что такая перспектива «мелькала» перед предпринимателями уже довольно давно. А первое официальное закрепление этот принцип нашел еще 15 декабря 2009 года в Законе Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса на Украине». Стоит сказать, что хотя зачастую целью подзаконных актов является именно разъяснение механизма действия определенных норм законов, то в данном случае это абсолютно не так. Ведь постановление правительства лишь дублирует закрепленные законом нормы, но никак не решает вопрос о нюансах их применения.
По мнению юриста ЮФ «Астерс» Олеся Квята, принятие данного постановления вряд ли станет «панацеей», которая будет способствовать уменьшению рисков возникновения практических проблем при реализации принципа молчаливого согласия. Ведь оно не дает ответа ни на один практический вопрос, возникающий при использовании указанного принципа. Например, какие именно «определенные действия» вправе осуществлять субъект хозяйствования без получения документа разрешительного характера, каким образом нормы Закона соотносятся с частью 3 статьи 91 Гражданского кодекса Украины, и т.д.
Как неоднократно следовало из пояснений представителей КМУ, такое постановление принято с целью предотвращения затягивания чиновниками сроков выдачи разрешительных документов и проявлений коррупции в данной сфере. Но не повлечет ли это еще большие усложнения?
Так, например, лицо, желающее заниматься торговлей лекарственными средствами, собирает нужный пакет документов, отправляет их уполномоченному органу, но по истечении закрепленного законодательно срока не получает ответа от такого органа. Соответственно, теперь на основании упомянутых новелл такое лицо может беспрепятственно начинать продажу лекарственных средств. И что в таком случае такая аптека укажет на информационной доске, где должна висеть копия лицензии? Копию описи принятых документов с отметкой о дате их принятия, что, по мнению правительства, является аналогией. Точно так же можно и отправлять людей в туристические поездки, вооружившись упомянутой копией описи документов. Примеров привести можно множество.
Олесь Квят отмечает, что постановление не содержит каких-либо ограничений в отношении применения его положений. Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», в свою очередь, четко определяет виды правоотношений, которые исключаются из сферы его действия. Например, закон в целом и регулирующие принцип молчаливого согласия нормы в частности не могут применяться в отношении разрешительной системы, которая распространяется на операции с оружием, боевыми припасами и т.п. Очевидно, что созданный постановлением пробел может способствовать созданию нелегальных схем осуществления подобных видов деятельности при отсутствии у субъектов хозяйствования необходимой разрешительной документации.
По мнению г-на Квята, остается надеяться, что данное постановление хотя бы частично достигнет того положительного эффекта, который закладывался его авторами, и послужит толчком к внесению изменений в статью 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях (относительно ответственности за осуществление хоздеятельности без документа разрешительного характера, если его получение предусмотрено законом), а также к разработке детального механизма его реализации, без которых целесообразность и эффективность принципа молчаливого согласия представляются весьма сомнительными.
Да, безусловно, в какой-то степени «автоматизированная» система выдачи разрешений и лицензий действительно упростила бы жизнь предпринимателям, поскольку, несмотря на закрепленные в законодательстве сроки выдачи разрешительного документа, соблюдаются эти сроки редко. В то же время для того, чтобы такой механизм действовал, его необходимо прописать очень детально, со всеми этапами.
Ведь не исключено, что предприниматель, начав свою деятельность таким образом, фактически без официальной лицензии, после первой проверки контролирующих государственных органов станет обладателем некоторого количества штрафов за незаконную деятельность. Кроме того, ведь молчание — не всегда знак согласия. Подождав десять дней после принятия решения, предприниматель начнет осуществлять хозяйственную деятельность, а через месяц, например, получит решение уполномоченного органа об отказе в выдаче разрешения.
В таком случае не стоит забывать и о норме, закрепленной в статье 227 Гражданского кодекса Украины, относительно того, что сделка юридического лица, осуществленная им без соответствующего разрешения (лицензии), может быть признана судом недействительной. В итоге к предпринимателю могут быть поданы иски от потребителей. И непонятно, будет ли учитываться судом факт того, что он действовал добросовестно, согласно принципу молчаливого согласия, отнюдь не желая ввести в заблуждение своих клиентов.
Источник: Юридическая практика